Играет
...

Гефсиманское моление Иисуса Христа

В Гефсимании Иисус сказал ученикам:

– Посидите здесь, а Я тем временем пойду и помолюсь.

И, взяв с Собой Петра, Иоанна и Иакова, удалился вглубь сада и начал скорбеть и тосковать. Он попросил этих самых близких своих друзей:

– Объята скорбию душа Моя до смерти, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

И пройдя немного вперед, на расстояние брошенного камня, Он упал на лицо Свое, молился и говорил:

– Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.

И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру:

– Так ли не смогли вы один час пободрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

И снова, во второй раз, Он пошел и помолился такими словами:

– Отче Мой, если не может чаша эта миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

Иисус молился все усиленнее, на пределе всех Своих человеческих сил. Тогда явился Ему ангел с неба, укрепляя Его. И пот Его был, как капли крови, падающие на землю.

И встав от молитвы, придя к ученикам, нашел их спящими от печали.

И оставив их, Он снова отошел и помолился в третий раз и снова сказал то же слово.

Тогда приходит к ученикам и говорит им:

– Что же вы спите и почиваете? Вот, близок час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, идем: вот, уже близко предающий Меня.

Он еще говорил, когда к ним подошел Иуда, возглавлявший вооруженный отряд – это была храмовая стража, подосланная первосвященниками.

Иуда же заранее условился со стражей:

– Кого я поцелую, это Он и есть, возьмите Его.

И тотчас предатель подошел к Иисусу и сказал, здороваясь:

– Радуйся, Учитель!

И с этими словами поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему:

– Друг! Вот для чего ты пришел! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Потом Иисус Христос, зная всё, что с Ним будет, и желая защитить своих учеников, подошел к разъяренной толпе и громко спросил:

– Кого вы ищете?

Из толпы отвечали:

– Иисуса Назорея.

Иисус говорит им:

– Это Я.

От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю.

Иисус снова сказал:

– Кого ищете?

Они сказали:

– Иисуса Назорея.

– Я сказал вам, что это Я, – ответил Иисус. – Итак, если Меня ищете, оставьте Моих учеников, пусть идут.

Так исполнилось слово, которое Он сказал до этого: из тех, кого Ты даровал Мне, Я не погубил никого.

Ученики же, видя, к чему идет дело, сказали Ему:

– Господи, не ударить ли нам мечом?

Симон же Петр, у которого был меч, обнажил его и, ударив раба первосвященника, отсек ему правое ухо. Имя раба было Малх.

Но Иисус Христос сказал:

– Оставьте, довольно!

И коснувшись уха, исцелил раба и обратился к Петру:

– Вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего и Он не даст Мне тотчас же более двенадцати легионов ангелов? Как же исполнятся Писания, что это должно произойти?

Тогда сказал Иисус народу, который обступал Его все теснее и теснее:

– Как на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы схватить Меня! Каждый день сидел Я и учил в храме, и вы не поднимали на Меня рук. Но сейчас – ваше время и власть тьмы.

Евангельский эпизод «Гефсиманское моление Иисуса Христа» в живописи обычно называется «Христос в Гефсиманском саду» или «Моление о чаше». Как правило, композиция состоит из двух основных сцен. В первой изображается Христос, обращающийся с молитвой к Богу Отцу, а также посланный Богом Ангел, поддерживающий и укрепляющий Иисуса. Во второй части композиции — спящие апостолы. В одних вариантах представлены все ученики, в других — только Пётр, Иаков и Иоанн, которых Спаситель взял с собой и просил их бодрствовать вместе с Ним, пока душа Его скорбит и тоскует. Изредка в одной руке Христос держит свёрнутый свиток.

В поздней живописи наиболее распространённым изображением является одиночный образ Христа, находящегося в ночном саду.