Однажды Петр спросил Иисуса:
– Господи! Сколько раз прощать брату моему (то есть ближнему), если он обидит меня? Достаточно ли семи раз?
Однажды Петр спросил Иисуса:
– Господи! Сколько раз прощать брату моему (то есть ближнему), если он обидит меня? Достаточно ли семи раз?
Петр думал, что это очень много.
Но Иисус Христос сказал ему:
– Не говорю тебе: до семи, но до семидесяти раз семи.
И тогда Иисус рассказал Петру и ученикам такую притчу:
– Подобно Царство Небесное одному царю, который решил взыскать долги со своих слуг. У одного царя был должник, который был должен десять тысяч талантов серебра. Таких денег у него, конечно, не было. Тогда повелел господин продать его, и жену, и детей, и всё, что у него было, и заплатить. Но слуга упал ему в ноги и стал просить царя: «Дай мне время, я все тебе отдам!» И царь пожалел этого человека, отпустил его и простил ему долг.
Как только этот помилованный слуга вышел от царя, он сразу же нашел одного из своих товарищей по службе. Этот товарищ был должен ему сущие пустяки – всего сто динариев. Но прощенный должник схватил своего должника и душил его, говоря: «Заплати всё, что ты мне должен!»
Товарищ упал ему в ноги и стал просить его: «Дай мне время, я всё тебе отдам!»
Тогда друзья этого несчастного должника, увидев происшедшее, сильно опечалились, пришли и доложили царю обо всём происшедшем. И царь позвал милосердного должника и сказал ему с гневом: «Слуга лукавый, весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня! Разве не следовало и тебе помиловать товарища твоего, как и я тебя помиловал?»
И этого злого человека отправили в тюрьму, пока он не отдаст свой огромный долг.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если вы не простите каждый от сердца брату своему, – сказал в заключение Иисус.
Только те, кто прощает ближних, могут надеяться на прощение Божие.
«Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце» в изобразительном искусстве представлена композицией, в состав которой входит сидящий на троне царь в богатых одеяниях и в короне и человек, которого уводят из комнаты воины в доспехах, чтобы бросить его в тюрьму по приказу царя, простившему ему огромный денежный долг, но наказавшего его за то, что заимодавец не был столь же милостив к своему другу, задолжавшему ему гораздо более меньшую сумму. В других вариантах иллюстрируется тот эпизод притчи, когда должник приходит к царю, а после идёт к своему товарищу и хватает его за горло или за одежду, требуя отдать долг. Иногда все сцены соединяются в одну композицию, а иногда представлены в качестве отдельных произведений.