Играет
...

Явление ангела во сне Иосифу. Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет

Когда же волхвы ушли, Иосифу во сне явился ангел Господень и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Тогда Иосиф встал, собрал необходимые вещи, навьючил их на осла, и ночью всё Семейство отправилось в Египет.

Так Младенец, Матерь Его и Иосиф переселились на чужбину и провели там несколько лет вдали от родного дома.

А Ирод, поняв, что волхвы перехитрили его, очень разгневался и послал воинов убить всех мальчиков младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях, то есть сверстников Иисуса, думая, что в их число попадет новорожденный Царь Иудейский.

Вся страна наполнилась плачем и рыданием несчастных матерей.

Тогда сбылись горькие слова пророка Иеремии (Иер.31: 15):

«Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

Вскоре в Палестине произошли большие политические события. В тяжких мучениях умер царь Ирод. После него в Иудее воцарился один из его сыновей – жестокий Архелай, а в Галилее другой его сын, более спокойный и мирный Ирод Антипа.

Тогда Иосифу в Египте во сне явился ангел Господень и сказал:

– Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие душу (жизнь) Младенца.

Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и вернулся из Египта в землю Израилеву. Получив во сне откровение, он поселился в безопасной Галилее, в городе, называемом Назарет.

Чаще всего евангельские сюжеты «Явление Иосифу во сне ангела, повелевшего бежать от Ирода», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и сопутствующие апокрифические сцены включаются в состав сложных многочастных композиций «Рождество Христово».

Перед Иосифом, лежащем на постели, предстаёт ангел, с известием о намерении царя Ирода умертвить всех младенцев младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Иосиф изображается либо спящим, либо пробудившимся ото сна.

Богоматерь с Младенцем Христом восседает на осле, ведомо под уздцы Иосифом. Замыкает шествие юноша в короткой тунике с посохом и корзиной на плече. Иногда осла ведёт юноша. Египет символически изображён в виде обнесённого стеной града.

Сцена избиения младенцев представляет собой демонстрацию кровавого жестокого действа.

Наряду с евангельскими сюжетами композицию дополняют такие апокрифические сцены, как «Беседа Ирода с книжниками», «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном в горе», «Убийство праведного Захарии», «Мать с младенцем Нафанаилом под смоковницей», «Плач матерей о младенцах».