Играет
...

Благовещение Пресвятой Богородицы

В шестой месяц после явления ангела Захарии тот же архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет с радостною вестью.

Он явился юной девушке, которая была обручена, то есть должна была выйти замуж за человека по имени Иосиф, потомка царя Давида. Имя этой девушки или, точнее, Девы, теперь знают все в мире. Имя это – Мария.

Архангел, войдя к Ней, сказал:

– Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла: что же это за приветствие?

Ангел сказал Ей:

– Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

Мария не утратила присутствия духа и продолжала спрашивать ангела:

– Как это будет, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ, что всё это совершится силою Божией:

– Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария согласилась и приняла волю Божию. Она сказала:

– Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

И отошел от Нее ангел.

В живописи в сцене «Благовещения Пресвятой Богородице» изображаются главные действующие лица — архангел Гавриил и Дева Мария. Как правило, Богородица сидит в кресле или на троне с высокой спинкой, обернувшись в сторону крылатого архангела, который обращается к Ней с благой вестью о рождении Спасителя мира. Она облачена в длинное одеяние — мафорий, а на Её коленях или в руке — веретено и пряжа. И это не случайно, так как в момент явления архангела Дева Мария была занята прядением пурпурной завесы для иерусалимского храма. Иногда Богоматерь может изображаться с книгой или вовсе без всяких предметов.

Гораздо реже Богородица представлена стоящей, а не сидящей, как, например, на знаменитой древнерусской новгородской иконе XII в., или в ещё одном типе изображения этого сюжета, который известен под названием «Благовещение у источника». В этом варианте Дева Мария изображается перед колодцем с каким-либо сосудом с летящим к Ней с неба ангелом. Объяснения этой сцене нет в Новом Завете, но оно есть в одном из апокрифов. Апокрифы — это литературные произведения, в которых тоже рассказывается о событиях и жизни различных персонажей из ветхозаветной и новозаветной истории, но они не входят в состав Священного Писания. Один самых известных апокрифов — Протоевангелие Иакова — как раз посвящён описанию жизни Пресвятой Богородицы и Рождеству Христа. В нём и упоминается эпизод явления архангела Гавриила Деве Марии сначала перед колодцем, а только потом — в доме её мужа, праведного Иосифа, о чём и повествует Евангелие. Из-за того, что встреча у колодца происходит раньше, её называют Предблаговещением.

Фоном для сцены «Благовещения Пресвятой Богородице» на иконах, фресках, мозаиках и миниатюрах обычно служит архитектура. Это могут быть здания с колоннами, палаты, башни, стены. Нередко изображается велум — красная ткань, переброшенная через стены и здания или нависающая над троном.

Ладонь правой руки Богородицы чаще всего раскрыта навстречу благой вести, которую Она принимает со священным трепетом, но одновременно страшится такой ответственности, из-за чего на некоторых изображениях Она как будто загораживается от обращённого к Ней архангела Гавриила. В одной руке архангел нередко держит жезл, а другой — благословляет Марию.

Изредка на груди Марии в медальоне или без него изображается Младенец Христос с крестчатым нимбом, по пояс или в рост. Эта особенность служит наглядной иллюстрацией Воплощения и Пришествия Бога Слова в мир через Богородицу.

Кроме архангела Гавриила и Девы Марии в сцене также иногда появляется третий персонаж — служанка. Она может выглядывать из-за колонны, из окна или сидеть у ног Богородицы с рукоделием. Из апокрифа известно, что помимо Богородицы было ещё восемь израильских дев, которые тоже пряли завесу для иерусалимского храма. Возможно, служанка — одна из них.

К редким деталям, встречающимся в иконографии сцены «Благовещение», можно отнести горящий светильник рядом с сидящей на престоле Богоматерью. Он является одним из символов Богородицы и свидетельствует о принятии Ею Божественного огня.