Играет
...

Проповедь Иоанна Предтечи

Иоанн, сын праведных Захарии и Елисаветы, с юных лет жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. Он питался только акридами и медом диких пчел, а вина никогда не пил, хотя в те времена вино было во всеобщем употреблении. Там он возрастал и укреплялся духом до дня явления своего Израилю.

Монахи до сих пор носят такой кожаный пояс в знак подражания Предтече в аскетизме.

Акриды – саранча, сушеная на солнце.

Но вот наступило время, Иоанн услышал глагол Божий, призывающий его, как древних пророков. Бог говорил Иоанну, что настало время покинуть пустыню для проповеди людям грядущего Спасителя.

Это было примерно в 779 г. от основания Рима, когда уже пятнадцатый год правил император Тиберий, а Палестина (Иудея), потеряв свою независимость, превратилась в римскую провинцию.

В главном городе этой провинции, Иерусалиме, был в это время правителем римский чиновник по имени Понтий Пилат, а в окрестных областях правили: Ирод Антипа в – Галилее, Филипп, брат его, – в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний – в Авилинее. Первосвященниками в Иерусалимском храме были Анна и Каиафа.

Покинув пустыню по призыву Божию, Иоанн пошел на север к берегам Иордана. Однако проповедь свою он начал уже в пустыне. Иоанн говорил всем:

– Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!

Иоанн был тем пророком, о котором писал пророк Исайя:

Глас вопиющего в пустыне:

приготовьте путь Господу,

прямыми сделайте стези Ему.

всякий дол да наполнится,

и всякая гора и холм да понизятся,

кривизны выпрямятся

и неровные пути сделаются гладкими:

и узрит всякая плоть спасение Божие.

Придя на реку Иордан, Иоанн начал крестить в ее водах приходящих к нему людей, которые отозвались на его проповедь. Таких людей становилось всё больше и больше.

Множество людей из Иерусалима, Иудеи и всей окрестности Иорданской приходили к Иоанну Крестителю и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

И спрашивал его народ:

– Что же нам делать?

Он сказал им в ответ:

– У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

Пришли и мытари креститься, и сказали ему:

– Учитель, что нам делать?

Он отвечал им:

– Ничего не требуйте более определенного вам.

Спрашивали его также и воины:

– А нам что делать?

И сказал им:

– Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем.

Иоанн Креститель взглянул на толпы народа, среди которых было много даже фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, и сказал им:

– Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Народ начал думать об Иоанне, не он ли Мессия (Христос), и тогда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов. Они спросили Иоанна:

− Кто ты?

Он заявил им прямо:

– Я – не Мессия.

И спросили его:

− Что же? Ты – пророк Илия?

Он сказал:

− Нет.

Тогда снова спросили его:

− Ты – пророк?

Он отвечал:

− Нет.

Сказали ему:

− Кто же ты? Ведь мы должны дать ответ пославшим нас. Что ты скажешь о себе самом?

Он сказал:

− Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

Тогда Иоанн сказал народу:

– Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною, Мессия, сильнее меня. Я не достоин понести сандалии Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и ею Он провеет зерно на току: пшеницу соберет в житницу, а мякину сожжет огнем неугасимым.

Сюжет «Проповеди Иоанна Предтечи» в русском изобразительном искусстве в основном представлен двумя сценами: «Проповедь Иоанна Предтечи» и «Крещение народа». В первом случае Предтеча изображается с развёрнутым свитком в левой руке, на котором написан текст его проповеди, а его правая рука сложена в благословляющем жесте. Он стоит напротив небольшой группы людей на фоне пейзажа. Иоанна легко отличить в толпе по нимбу над его головой. Также он часто облачён во власяницу, поверх которой наброшен гиматий.

К теме «Проповеди Иоанна Предтечи» также можно отнести сцену «Ангел ведёт младенца Иоанна в пустыню», с которой начинается пустынническая жизнь Иоанна как отшельника. В ней мы видим крылатого ангела, который ведёт за руку маленького мальчика в белых одеяниях.

На некоторых иконах Предтеча представлен один, на фоне скалистого пейзажа с растениями и иногда — животными, со свёрнутым или развёрнутым свитком и собственной головой у ног, с взглядом, обращённым в сторону показавшейся с неба руки Бога, благословляющей его. Вместо руки могут также изображаться ангел со свитком или София Премудрость Божия, которую легко узнать по восьмиконечному нимбу.

Сцена «Крещение народа» во многом напоминает сцену «Крещения Господня». Главным действующим лицом является Иоанн Предтеча, который крестит людей в водах реки Иордан, прикасаясь к их головам. Среди них могут быть представлены как взрослые, так и дети. На берегу нередко находится ещё одна группа людей, ожидающая совершения над ними обряда крещения.

В некоторых произведениях, посвященных проповеди и крещению Иоанна Предтечи, присутствует в том числе и Христос. Иногда он стоит напротив святого и тоже держит в руке свиток, в других случаях Он представлен вдалеке, на заднем плане, и Его фигура в таких композициях обычно довольно маленькая. Христа легко узнать по традиционному для Него облачению и нимбу, хотя в более поздней живописи и Предтеча, и Христос в контексте данного сюжета могут изображаться без нимбов.