Играет
...

Проповедь в Назарете

После того как Иисус победил диавола в пустыне, Он возвратился на родину, в Галилею, в силе Святого Духа. Он творил чудеса и исцелял тяжелых больных.

Наконец Иисус пришел в Свой родной город Назарет, где Его хорошо знали с детства.

Он вошел в субботу в синагогу и встал, чтобы читать (читать в синагоге Священное Писание имел право каждый совершеннолетний иудей).

Со времен вавилонского плена, когда евреи лишились храма, они стали собираться для молитвы и чтения Священного Писания в особых молитвенных домах – синагогах (или «домах собрания»). Этот обычай сохранился и по возвращении из вавилонского плена.

Ему подали книгу пророка Исайи.

Иисус открыл книгу и прочел пророчество:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

И закрыв книгу, Он отдал ее служителю и сел. Все собравшиеся, не отрываясь, смотрели на Него. Тогда Иисус начал говорить:

– Ныне исполнилось это Писание, которое вы только что услышали.

Все подтвердили, что так оно и есть – Иисус говорит с Духом и власть в Его словах. Но тут же они вспомнили, что знают Его с детства и стали переспрашивать друг друга:

– Это же Сын Иосифа, где Он успел научиться так говорить? Пусть сотворит перед нами чудеса!

Тогда Он сказал им:

– Конечно, вы скажете Мне эту пословицу: «Врач, исцели самого себя: сделай и здесь, в отечестве Твоем, то, что, мы слышали, произошло в соседнем городе Капернауме». – И Он добавил: – Истинно говорю вам: ни один пророк не бывает принят в отечестве своем! Много было вдов во дни Илии в Израиле, когда была засуха и голод, но пророк Илия был послан Богом только в языческую Сарепту Сидонскую. И много было прокаженных в Израиле при Елисее пророке, и ни один из них не был очищен, а только Нееман Сириец.

Тогда все те, кто знал Иисуса с детства, исполнились ярости, вскочили, выгнали Его вон из города и повели до обрыва горы, на которой построен их город, чтобы сбросить Его.

Сцена проповеди в Назарете происходит в синагоге, поэтому действие обычно разворачивается в интерьере, где представлен Христос и жители города, пришедшие услышать Его слова. На некоторых иконах Спаситель изображается дважды. Первый раз — в центре композиции перед высоким столиком, поверхность которого слегка наклонена. Такой столик называется аналоем, в церквях на нём обычно лежат книги, которые нужно прочитать во время богослужения. Христос стоит перед таким аналоем с книгой, раскрытой на пророчестве Исаии. В руках собравшихся перед ним слушателей также изображены книги, закрытые или открытые. Над головой Христа — Святой Дух в виде белого голубя. Второй раз Спаситель представлен в той же композиции в сцене беседы с книжником. Христа легко узнать по традиционным одеяниям и нимбу, остальные персонажи облачены в восточные одеяния и с покрытыми головами. В верхней части такой иконы находится поясная фигура Господа Саваофа. В левой руке Он держит державу в виде шара с крестом, которая символизирует власть Господа над всем миром.