Играет
...

Притчи о зерне горчичном, о закваске, о пшенице и плевелах

С помощью притч Иисус Христос объяснял людям, что такое Царство Небесное, Царство Божие. Он говорил так:

– Царствие Небесное можно уподобить вот чему.

Один человек посеял доброе семя на поле своем. А когда все заснули, пришел враг его, посеял посреди пшеницы сорняки (плевелы) и ушел. Скоро посевы взошли, и стало видно, что среди пшеницы растут и сорняки. Работники увидели это, пришли к хозяину и спросили его:

– Разве не доброе семя посеял ты на поле твоем? Откуда же взялись сорняки?

А он сказал им:

– Один мой враг сделал это.

– Хочешь, мы пойдем и выполем их? – сказали работники.

Он же сказал:

– Нет, не надо! Выпалывая сорняки, вы можете по ошибке повыдергать с корнем вместе с ними и пшеницу. Пусть они растут до жатвы все вместе. А потом я скажу жнецам так:

– Соберите сначала плевелы и свяжите их в вязанки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою!

Другую притчу рассказал Иисус ученикам:

– Царствие Небесное можно уподобить вот чему.

Это как если бы взял человек зерно горчичное и посеял на поле своем.

Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно становится огромным деревом, больше всех огородных растений. И птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.

Другую притчу сказал Он им:

– Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взяла женщина закваску и положила ее в три меры муки, чтобы поднялось все тесто.

Все это Иисус сказал народу притчами, а без притчи не говорил им ничего, как сказал в древности пророк в Ветхом Завете: «В притчах отверзу уста Мои, от сложения мира сокрытое поведаю».

Ученики не поняли притчу о пшенице и плевелах и когда остались наедине с Иисусом в доме, спросили Его о значении этой притчи.

И Он ответил им так:

– Сеющий доброе семя – Сын Человеческий. Поле – это мир; доброе семя – это сыны Царства; плевелы – сыны лукавого. Враг, посеявший их, – диавол; жатва – конец века; жнецы – ангелы. Так будет в конце мира: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут они из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их.

Иисус Христос при этом добавил:

– Имеющий уши да слышит!

Он прибавил еще несколько притч, чтобы ученики могли лучше понять те тайны, о которых Он с ними говорил:

– Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек нашел, утаил и от радости о нем идет и продает все, что имеет, чтобы купить поле то.

– Еще подобно Царство Небесное купцу – знатоку жемчуга. Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

– Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей разных рыб. Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон. Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных.

И Иисус обратился к ученикам со словами:

– Все ли это вы поняли?

Говорят они Ему:

– Да!

А Он сказал им:

– Вот поэтому всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое.

В Евангелии Христос всё самое важное в своём учении часто объясняет апостолам и слушающим его людям через притчи — короткие рассказы с примерами событий из обычной жизни, которые имеют глубокий философский и богословский смысл. Многие из этих притч нашли отображение в изобразительном искусстве. В нескольких притчах Спаситель разъясняет через образы привычных нам явлений и предметов, что такое Царствие Небесное. Например, в иллюстрации к притче о зерне горчичном оно изображается в виде дерева, выросшего из маленького горчичного зерна, и ставшего таким большим, что в его ветвях могут укрываться птицы. Рядом с деревом часто представлены Христос и апостолы. В другой притче Иисус уподобляет Царствие Небесное закваске, которую кладут в тесто. В современном понимании закваска — это дрожжи, которые хозяйки добавляют в тесто при приготовлении каких-либо мучных изделий. Поэтому обычно в иллюстрациях этой притчи изображается женщина, которая замешивает тесто, а святой Иоанн Златоуст поясняет, что так же, как закваска (дрожжи) способна воздействовать на большое количество муки и делать тесто более объёмным, так и люди, имеющие веру Христову, могут преобразить целый мир. Ещё одна притча, где затрагивается тема Царствия Небесного, рассказывает о посеянной пшенице, среди которой вырастают и плевелы, то есть такие растения-сорняки, которые засоряют хлебные посевы. В живописи этот евангельский эпизод отображается по-разному. В одних произведениях Христос со своими учениками идет через пшеничное поле, в других можно увидеть спящих рядом с засеянной землёй людей и человека, который рассыпает зёрна сорных трав — это образ врага человеческого, о котором упоминается в притче. Иногда в композиции представлены люди, собирающие колосья в связки: пшеницу они относят в специальное помещение для хлеба, которое Иисус называет своей житницей, а плевелы сжигают в огне. Это время жатвы, о котором говорил Христос, то есть конец времён, день Страшного суда, когда, по слову Господа, должны прийти жнецы-ангелы, собрать всех грешников и ввергнуть их в пещь огненную. Праведники же воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.