Все любят книги с картинками, и, не будем лукавить, даже взрослые. Но что такое “иллюстрация”, когда она появилась и для чего нужна?
Термин “иллюстрация” имеет несколько значений. В широком смысле это любое изображение, так или иначе связанное с текстом. Многие картины, рисунки и произведения скульптуры выполнены на литературные сюжеты, но при этом имеют самостоятельную художественную ценность. Например, картины Виктора Васнецова “Аленушка”, “Иван-Царевич на Сером Волке”, «Ковер-самолет», «Баба-Яга» и др., написанные по мотивам известных русских сказок. Сюжет былины о новгородском гусляре лежит в основе картины Ильи Репина “Садко”. Михаила Врубеля на создание “Царевны-Лебеди” вдохновила опера Николая Римского-Корсакова, написанная по произведению Александра Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Александр Агин выполнил рисунки к поэме Николая Гоголя “Мертвые души”, которые стали самостоятельным произведением изобразительного искусства. Или многочисленные произведения скульптуры на сюжеты греко-римской мифологии (“Давид” Микеланджело, петергофский "Самсон, разрывающий пасть льва” Михаила Козловского и многие другие). Иллюстрацией к трагедии Уильяма Шекспира “Ромео и Джульетта” выступает одноименная скульптура Огюста Родена...
В узком, профессиональном смысле термином “иллюстрация” обозначаются произведения книжной графики, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, имеющие своим назначением образное пояснение (и отчасти дополнение) текста. Такого рода иллюстрации обусловлены содержанием и важнейшими особенностями литературного произведения и живо участвуют в художественном оформлении книги. Художник в таком случае становится соавтором книги, делает зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но при этом иллюстрация не должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста. Она должна стать художественно-образным истолкованием литературного произведения.
Самые древние из сохранившихся иллюстраций украшают древнеегипетские папирусные свитки. Изображения на них плотно окружены иероглифами, нередко вторгающимися в композицию рисунка. В позднеантичных свитках иллюстрации размещаются между строками или на полях. Со временем для удобства использования нарезанные листы папируса стали сшивать в кодексы. Кодекс в переводе с латинского значит “книга”. С появлением традиционного типа листового кодекса изменяется место и значение иллюстрации. Теперь изображения нередко стали занимать целую страницу.
В Средние века производством книг занимались в монастырских скрипториях, где монахи копировали рукописи. Производительность труда одного переписчика не превышала четырех страниц в день. Один из монахов заметил на полях переписываемой им книги: «Этот труд тяжел. Он портит зрение, сгибает спину и заставляет болеть все тело. Как моряк, наконец возвращающийся в порт, писарь с нетерпением ждет момента, когда дойдет до последней строчки».
Помимо переписчиков над книгами трудились и художники. Они рисовали буквы-инициалы в начале глав, различные орнаменты, миниатюры, виньетки, а также листовые иллюстрации. Переплеты украшались тиснением или заключались в драгоценные оклады, усыпанные самоцветами. В процессе развития рукописной книги книжная миниатюра стала изысканным по технике самостоятельным видом изобразительного искусства. Эти роскошные «иллюминированные» рукописи были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей. В средневековье, когда основная масса населения не умела читать, просветительскую функцию выполняли храмы. Расписанные от пола до купола сценами и образами из Священного Писания, расположенными в строгой иерархии, они знакомили прихожан с историей христианской Церкви и делали соучастниками событий священной истории.
С изобретением книгопечатания книги стали доступными широкому кругу людей, иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике, сохраняющееся до сих пор.
Издревле самой известной и важной книгой была Библия - Священная история Ветхого и Нового Завета, которая по сей день остается и самой издаваемой книгой в мире. Иллюстрирование Библии имеет многовековую историю. В настоящем издании для создания максимально полного представления, впечатления и эмоционального переживания определенного сюжета мы будем использовать термин “иллюстрация” в его широком значении и сопровождать тексты не только созданными ранее произведениями книжной миниатюры, но иллюстрировать повествование примерами икон, произведений монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства, мозаики и религиозной живописи, в которых в той или иной степени нашла отражение рассматриваемая тема.