Играет
...

Исцеление слепорождённого

Однажды в субботу Иисус Христос шел со Своими учениками и встретил слепого человека.

– Этот человек родился слепым! Он слепорожденный! – сказали ученики. – Как ты думаешь, Учитель, – обратились они к Иисусу Христу, – за какие грехи его так наказал Бог? Или, может быть, его родители согрешили, и поэтому он родился слепым?

Но Иисус Христос сказал им:

– Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Я должен делать эти дела, потому что Отец Меня для этого послал. Я – Свет миру.

И с этими словами Иисус сделал лекарство из простой глины, которая была тут же, под ногами, и исцелил слепого и велел ему умыться в купальне Силоам, название которой так и переводится – «посланный». Ученики не поняли, что Христос сотворил ему глаза, подобно тому, как из глины Бог создал первого человека, Адама. Не понял этого и сам слепой человек.

Но когда слепой умылся, то он прозрел и вернулся на то же место, где был раньше, но Иисуса там уже не было. Зато все соседи и знакомые стали спорить о том, кто этот человек, который так похож на прежнего слепого калеку. Он громко стал говорить, что он и есть этот бывший несчастный слепой. Тогда его стали расспрашивать, как он прозрел. Слепорожденный рассказал про свою встречу с Неизвестным Человеком, который его исцелил. Фарисеи услышали и стали возмущаться:

– Это неправильно! Как этот Человек мог тебя исцелить? Он же грешник! Сразу видно! Он не соблюдает субботний покой, а занимается лечением!

Но слепой смело ответил им:

– Я не знаю, грешник Он или нет, а вот то, что я прозрел – и я знаю, и вы знаете. Разве Бог слушает грешников?

– Ты сам грешник! – закричали фарисеи и выгнали его вон.

Тогда Иисус Христос узнал, что его выгнали, и нашел его.

– Ты веруешь в Сына Божия? – спросил Он у исцеленного слепорожденного.

– А кто это? – недоверчиво отвечал тот.

– Ты Его видишь и с Ним разговариваешь сейчас, – с улыбкой ответил Иисус Христос.

Тогда бывший слепой все понял и воскликнул:

– Верую, Господи!

И поклонился Иисусу Христу.

В сцене «Исцеление слепорождённого» обычно присутствуют Христос, апостолы и слепорождённый, к закрытым глазам которого Спаситель протягивает руку или обе руки. Слепой чаще всего изображается в облике юноши, но в некоторых случаях им может быть человек среднего или пожилого возраста. Позади Иисуса, легко узнаваемого по нимбу и традиционным красно-синим одеяниям, — апостолы, наблюдающие за происходящим. В некоторых произведениях слепой стоит перед Господом на коленях, в других — представлен в полный рост держащим иногда посох в руке, помогавший ему распознавать дорогу и не наталкиваться на препятствия при передвижении. Отдельные композиции включают в себя сцену, где исцелённый умывает своё лицо в фигурном сосуде с водой, что является буквальной иллюстрацией евангельского текста, согласно которому Христос после помазывания юноше глаз брением из слюны и пыли отсылает его умыться в купели. У славянского слова «брение» есть несколько значений: глина, грязь, сырая земля. Таким образом, сотворённое Иисусом брение имеет нечто общее с лечебными грязями, однако оно совсем иного свойства — чудесного, а потому исцеляет не за счёт обычных лечебных свойств, а через божественную благодать.

Встречаются композиции, в которых мы видим только двух главных персонажей — Христа и слепого, но есть и иные варианты, в которых рядом с ними и апостолами могут также находиться различные мужчины и женщины в восточных одеяниях — свидетели совершаемого чуда. Об их изумлении красноречиво говорят жесты, позы и выражения лиц. Действие происходит на фоне архитектурных строений или пейзажа с деревьями, горками и кустами.