В сцене «Исцеление слепорождённого» обычно присутствуют Христос, апостолы и слепорождённый, к закрытым глазам которого Спаситель протягивает руку или обе руки. Слепой чаще всего изображается в облике юноши, но в некоторых случаях им может быть человек среднего или пожилого возраста. Позади Иисуса, легко узнаваемого по нимбу и традиционным красно-синим одеяниям, — апостолы, наблюдающие за происходящим. В некоторых произведениях слепой стоит перед Господом на коленях, в других — представлен в полный рост держащим иногда посох в руке, помогавший ему распознавать дорогу и не наталкиваться на препятствия при передвижении. Отдельные композиции включают в себя сцену, где исцелённый умывает своё лицо в фигурном сосуде с водой, что является буквальной иллюстрацией евангельского текста, согласно которому Христос после помазывания юноше глаз брением из слюны и пыли отсылает его умыться в купели. У славянского слова «брение» есть несколько значений: глина, грязь, сырая земля. Таким образом, сотворённое Иисусом брение имеет нечто общее с лечебными грязями, однако оно совсем иного свойства — чудесного, а потому исцеляет не за счёт обычных лечебных свойств, а через божественную благодать.
Встречаются композиции, в которых мы видим только двух главных персонажей — Христа и слепого, но есть и иные варианты, в которых рядом с ними и апостолами могут также находиться различные мужчины и женщины в восточных одеяниях — свидетели совершаемого чуда. Об их изумлении красноречиво говорят жесты, позы и выражения лиц. Действие происходит на фоне архитектурных строений или пейзажа с деревьями, горками и кустами.