Играет
...

Закхей

Иисус однажды пришел в город Иерихон. В этом городе жил богатый человек, которого звали Закхей. Он был сборщиком налогов, или, как раньше говорили, мытарем (от слова «мыто» – дань). Таких людей презирали и ненавидели за их нечестность.

Закхей очень хотел увидеть Иисуса, но не мог, так как был маленького роста. Тогда он, забежав вперед, влез на смоковницу на пути Иисуса. Иисус подошел к смоковнице, взглянув, увидел Закхея и сказал ему:

– Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня Я приду к тебе в гости!

Закхей устроил на радостях великий пир и стал говорить, что отдаст всем то, что у них несправедливо взял.

Иисус сказал ему:

– Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Закхей — это человек, который служил в городе Иерехоне начальником сборщиков пошлин и налогов. Таких людей называли также мытарями, и их очень не любили, считая обманщиками и взяточниками. В живописи Закхей изображается стоящим или сидящим на дереве, так как из Евангелия нам известно, что именно туда он забрался для того, чтобы поверх многочисленной людской толпы увидеть Христа, шедшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Внизу, под деревом, в сопровождении апостолов традиционно представлен благословляющий Спаситель, обращающийся к мытарю со словами: «…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Рядом с деревом могут также находиться различные свидетели происходящего, от апостолов они отличаются одеяниями и отсутствием нимбов, которые в большинстве случаев у учеников Христа есть.

Сцена, как правило, разворачивается на фоне пейзажа, состоящего из горок и деревьев, но в отдалении виднеются и архитектурные постройки, обозначающие Иерусалим, куда направлялся Господь. Эта композиция известна под названиями «Христос и Закхей» или «Обращение Закхея», где слово «обращение» нужно понимать как «изменение», так как после разговора с Иисусом мытарь осознал, что вёл неправедную жизнь и пообещал раздать нуждающимся половину своего состояния. В ответ Христос сказал Закхею, что «ныне пришло спасение дому сему».