Играет
...

Притча о милосердном самарянине

Однажды один учитель Закона Моисеева решил испытать, насколько хорошо Иисус знает и понимает Закон – ведь многие упрекали Иисуса в том, что Он был сыном плотника и не провел долгие годы в изучении книг Закона Моисеева, как книжники и учителя Закона!

Этот учитель Закона встал и сказал, обращаясь к Иисусу Христу:

– Учитель, что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?

Иисус ответил ему:

– А в Законе что написано? Как ты читаешь?

Тот сказал в ответ Иисусу:

– Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим; и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус ему сказал:

– Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить.

Тогда учитель Закона понял, что выглядит глупо: получалось, он задал вопрос, на который знал ответ любой школьник. Он решил восстановить свое положение.

– А кто мой ближний? – спросил он Иисуса снова.

Тогда Иисус Христос рассказал такую притчу.

– Шел один человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам. Разбойники ограбили и изранили его, а потом ушли, оставив полумертвым. Случайно спускался той же дорогой один священник Иерусалимского храма, увидел умирающего – и прошел мимо. За ним следом шел левит – тоже в храм Иерусалимский. Левит тоже прошел мимо несчастного. Наконец, один чужак, самарянин, шел по той же дороге. Он увидел несчастного и сжалился над ним от всего сердца. Он склонился и омыл его раны вином и наложил повязку с целебным оливковым маслом, а потом взгромоздил на своего осла и отвез в гостиницу, и заботился о нем. На другой день он дал два динария хозяину гостиницы и сказал: «Позаботься о нем, а если тебе доведется потратить больше, на обратном пути все тебе выплачу».

И спросил Иисус учителя Закона:

– Кто же из этих трех, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?

А тот сказал:

– Сотворивший для него дело милосердия.

И сказал ему Иисус:

«Притча о милосердном самарянине» иллюстрируется в живописи в виде сцены, в которой обязательно присутствуют два главных действующих лица — облачённый в длинные восточные одеяния житель Самарии, склонившийся к израненному человеку, на которого напали разбойники. Чаще всего пострадавший облачён или в оборванные лохмотья, или изображается почти обнажённым, не имея на себе ничего, кроме набедренной повязки. Есть варианты, где одежда раненого не повреждена, но их сравнительно немного. Ещё одним почти постоянным персонажем этой композиции является ослик.

Во многих произведениях на заднем плане можно различить также двух других мужчин, уходящих прочь с места событий — это священник и левит, прошедшие мимо пострадавшего и не оказавшие ему никакой помощи. В отдельных композициях встречаются также дополнительные сцены, иллюстрирующие эту притчу. В одной из них мы видим нападающих на путешественника разбойников, в другой — самарянин привозит раненого в гостиницу и оставляет хозяину деньги на его содержание.

В связи с тем, что несчастье произошло по дороге из Иерусалима в Иерихон, вся сцена обычно разворачивается на фоне пейзажа, однако если добавляется гостиничная композиция, то наравне с ландшафтом могут быть представлены и архитектурные строения.