Играет
...

Притча о богаче и Лазаре

Рассказал однажды Иисус Христос такую притчу.

Один человек был богат и одевался в пурпурные наряды и тончайший лен, и каждый день у него проходил в изысканной роскоши.

А некий нищий, по имени Лазарь, весь в язвах, лежал у его ворот, желая прокормиться тем, что падало у богача со стола. И сбежавшиеся псы лизали его язвы.

И вот нищий Лазарь умер, и отнесли его ангелы к Аврааму на лоно. Умер и богач, и похоронили его.

И в аду, терпя мучения, поднял он свои глаза и увидел вдалеке Авраама и Лазаря на груди его.

И закричал богач:

– Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли ко мне Лазаря, пусть он окунет кончик пальца в воду и прохладит мне язык, а то мне мочи нет терпеть это пламя!

Но Авраам сказал:

– Сын, вспомни, как ты в жизни своей получил доброе, так и Лазарь получил злое. Вот, теперь он здесь утешается, а ты мучишься. К тому же между нами и вами установлена великая бездна, чтобы отсюда к вам при всем желании нельзя было перейти, как и оттуда – к нам.

И сказал богач:

– Тогда я прошу тебя, отец, пошли его в мой дом, к моим пяти братьям! Пусть он их предупредит, чтобы хоть они не попали в это место мучения!

И говорит Авраам:

– Есть у них Моисей и пророки, пусть их слушают.

Но богач сказал:

– Нет, отец Авраам! Вот если бы кто из мертвых пришел к ним, тогда они покаются!

Авраам ответил ему:

«Притча о богаче и Лазаре» может быть представлена в живописи несколькими сценами. В одной из них за богато накрытым столом в окружении гостей или только со своей супругой сидит человек в роскошных одеждах. Слуги подносят новые блюда пирующим, а рядом изображается нищий Лазарь в накидке на голое тело в ожидании с праздничного стола упавших крошек. Иногда у ног Лазаря находятся собаки, которые, как сообщает нам Евангелие, лизали его раны. В некоторых вариантах иллюстрируется эпизод с изгнанием нищего от ворот дома. Действие разворачивается на архитектурном фоне.

Другая популярная композиция на эту тему включает в себя богача посреди горящего пламени, взывающего к сидящим на облаках Аврааму в облике седовласого старца и к Лазарю, который может быть представлен как юношей, так и мужчиной средних лет или пожилым человеком. Такая разница в образах нищего объясняется тем, что в евангельском повествовании не указан его точный возраст. Богач, попавший после смерти в ад, изображается обнажённым или в роскошных одеяниях мужчиной, обычно с бородой и короткими волосами. Иногда рядом с ним присутствуют мучающие его бесы. Лазарь облачён в сияющие одежды и, как правило, сидит на коленях Авраама, иллюстрируя тем самым евангельское выражение «лоно Авраамово», которое обозначает Рай — место упокоения праведников до Воскресения Христа. Авраам в данном случае воспринимается как «отец верующих», от которого произошёл «избранный народ», и он как бы усыновляет каждого верующего праведника. В некоторых живописных произведениях на эту тему Лазарь восседает не на его коленях, а рядом с ним.