Играет
...

Гадаринский бесноватый

Однажды Иисус с учениками приплыл на лодке в Гадаринскую страну, находившуюся на другом берегу Галилейского озера. Там жили не иудеи, а язычники.

Навстречу им вышел свирепый человек, которого считали бесноватым – в те времена психические заболевания считали беснованием. Этот человек не носил одежды, не жил, как все люди, в доме, а скитался в пещерах, где хоронили мертвых. Его пытались связывать, но он разрывал любые веревки и цепи и снова убегал в пустынные места.

Увидев Иисуса, он вскричал и припал к Его ногам.

Иисус запретил бесам мучить человека, и злые духи (их было очень много, числом как римский легион) стали просить Его, чтобы Он не посылал их в бездну, а разрешил войти в свиней. Иисус позволил, и тотчас свиное стадо, которое паслось рядом на горе, ринулось с крутизны в озеро и утонуло.

Пастухи, которые присматривали за свиньями, побежали и рассказали во всей округе, что произошло. Люди пришли посмотреть, что случилось, и увидели, что исцелившийся бесноватый сидит у ног Иисуса, одетый и в здравом уме.

И весь народ в страхе стал просить Иисуса, чтобы Он ушел от них. Только исцеленный просился быть с Ним. Но Иисус сказал ему:

– Возвращайся в дом твой и говори, что сделал тебе Бог.

Бесноватый назван «гадаринским», так как, согласно Евангелию от Луки и Марка, его исцеление Господом произошло «в стране Гадаринской». В изобразительном искусстве евангельский эпизод про изгнание легиона бесов из одержимого ими человека происходит на фоне пейзажа с некоторыми архитектурными строениями в отдалении, обозначающими город. Часто также изображается обрыв или море, где оказываются свиньи, в которых переселились изгнанные из несчастного нечистые духи. Как сообщают нам евангелисты, их был целый легион (а легион — это довольно многочисленная часть древнего римского войска, приблизительно равная современной армии), поэтому и свиней изображается обычно довольно много, и иногда они чёрного цвета. В некоторых вариантах бесы сидят верхом на свиньях, ринувшихся в порыве безумия в воду и утонувших в ней.

Так как бесноватый находился в тяжёлой степени одержимости и не носил никакой одежды, в живописных произведениях чаще всего он представлен или совсем обнажённым, или в единственной набедренной повязке, редко — в полном облачении. В некоторых вариантах он закован в цепи. Прямой иллюстрацией строки о том, что бесноватый жил «не в доме, а в гробах» является изображение несчастного в обозначающих гроб некоем ящике, в пещере или рядом с ней. Христос, как и в других сценах исцелений, представлен с протянутой по направлению к страдальцу благословляющей десницей, в традиционных одеяниях, с нимбом и в сопровождении апостолов. Иногда в одной руке Спаситель держит свёрнутый свиток.

В связи с тем, что у евангелиста Матфея в похожей сцене со свиньями упоминаются двое одержимых, существуют также примеры живописных произведений с похожей иконографией, где бесноватых двое, а не один.