Тогда Иисус был возведен Духом в пустыню, чтобы претерпеть искушение от диавола. Проведя в одиночестве, среди диких зверей, в посте сорок дней и сорок ночей, Он напоследок ощутил сильный голод.
И приступил к Нему диавол-искуситель и сказал:
Тогда Иисус был возведен Духом в пустыню, чтобы претерпеть искушение от диавола. Проведя в одиночестве, среди диких зверей, в посте сорок дней и сорок ночей, Он напоследок ощутил сильный голод.
И приступил к Нему диавол-искуситель и сказал:
– Если Ты – Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами!
Но Иисус ответил искусителю:
– Сказано в Писании: «Не одним только хлебом будет жив человек, но каждым словом из уст Божиих».
Потом перенес Его диавол в Святой Город (Иерусалим) и поставил Его на крыле храма, на самый верх, и сказал Ему:
– Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ведь сказано в Писании: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».
На это Иисус сказал ему:
– И другое сказано: «Не искушай Господа, Бога твоего».
Снова перенес Иисуса диавол на гору и показал Ему с высоты во мгновение ока все царства мира и славу их, и сказал Иисусу:
– Вся власть и вся слава этих царств вручена мне, и я даю ее, кому хочу. Так вот, все это я отдам Тебе, если Ты, повергшись ниц, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему:
– Отойди от Меня, сатана! Ибо в Писании сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
И диавол, окончив все искушения, отступил от Него до времени.
И ангелы приблизились и служили Ему.
И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею.
Искушение диаволом Христа во время Его сорокадневного поста в пустыне в русской живописи представлено тремя эпизодами по количеству искушений. Сюжеты могут быть представлены как отдельно друг от друга, так и объединены в рамках одной композиции. В сцене искушения голодом диавол держит в своих руках хлеб (иногда – булыжник), предлагая Христу сделать камни съедобными. Второе искушение, согласно евангельскому тексту, происходит на «крыле», то есть на крыше храма, с которого сатана предлагает Христу броситься вниз и тем самым проверить слова 90-го псалма о спасении Его ангелами, поэтому они изображаются поверх какого-либо архитектурного строения. В последнем искушении диавол приводит Христа на высокую гору и искушает Христа властью, демонстрируя Ему все земные царства с возможностью властвовать над ними.
Обычно Христос облачён в традиционный длинный хитон и гиматий. Хитон — это нижняя одежда в виде рубахи, а гиматий — это накидка или плащ, который носили как верхнюю одежду поверх хитона. Обличье диавола может меняться — от звероподобного с рогами и копытами до падшего ангела, которого легко узнать по крылам тёмного цвета, а иногда и по растрёпанным волосам, сквозь которые могут проглядывать рога.
Сцена «Искушение Христа» зачастую разворачивается на фоне пейзажа с деревьями, растениями и пригорками, так как раньше пустыней назывались не только бескрайние пространства, покрытые песком или камнями, но и, например, глухие чащи и непролазные лесные дебри, где нет людей.
В русской живописи XIX в. встречаются отдельные произведения, где Христос изображён или вместе с падшим ангелом, но без указания на конкретное искушение, или в полном одиночестве, в пустыне, погружённым в глубокие раздумья.