Играет
...

Крещение Иисуса Христа

На следующий день Иисус пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы тот совершил над Ним Крещение.

Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал народу:

– Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря:

– Мне нужно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ:

– Не удерживай меня теперь, потому что так нужно нам исполнить всякую правду.

Тогда Иоанн перестал противиться Ему и допустил Иисуса к крещению.

Иисус, приняв крещение, молился. Вдруг отверзлись Небеса и Дух Святой сошел на Него в телесном образе, как горлица, и с Небес был голос:

– Это – Сын Мой возлюбленный, и о Нем – радость Моя.

После Крещения Иисус начал Свое служение как Мессия (по-гречески Христос). В это время Ему исполнилось тридцать лет.

Сцена «Крещение Иисуса Христа» также называется «Богоявлением», и в живописи существует устойчивая схема его изображения. В водах реки Иордан стоит Христос, а по сторонам от Него, на скалистых берегах (горках) — ангелы и Иоанн Креститель, одной рукой прикасающийся к голове Христа. Этот жест неоднократно упоминается в песнопениях праздника Крещения. В другой руке Предтеча иногда держит посох или крест. О том, что крещение Христа происходило в присутствии ангелов, Евангелия нам не сообщают, но упоминания об этом есть в песнопениях службы, посвящённой этому празднику. Таким образом, мы видим, что эта сцена основывается не только на евангельском тексте, но и на разных других источниках.

Как правило, Христос представлен полностью нагим или обнажённым по пояс, а Иоанн может быть облачён в длинные или короткие одеяния, иногда во власяницу — рубашку, которую делали из шерсти животных. Ангелы изображаются склонёнными и с покровенными в знак почтения к святыне руками.

Сверху, с небес, на Христа нисходит Святой Дух в виде белого голубя или яркого луча.

Часто в композицию Крещения вводятся олицетворения реки Иордана (в образе полуобнаженного старца, часто с небольшими рожками на голове и посохом или тростником в руке) и моря (в образе обнажённой женской фигуры в раковине или верхом на рыбе). Эти изображения иллюстрируют строчку из псалма (Пс. 113): «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» («Море увидело и побежало; Иордан обратился назад»).

В некоторых композициях у ног Христа изображаются рыбы и стоящий в реке крест. Иногда на берегах реки растёт дерево с прислонённой к нему секирой (так называется один из видов топора с длинным лезвием). Секира иллюстрирует слова Иоанна Предтечи, призывающего к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10; Лк.3:9).

Помимо главных персонажей в некоторых вариантах сцен «Крещения Господня» присутствуют и другие персонажи: два ученика Иоанна Предтечи, а также люди, принимающие крещение. Они могут раздеваться, заходить в воду или плавать.