Играет
...

Вифанское помазание и предательство Иуды

Зная о ненависти, которую испытывали к Нему предводители народа, Иисус больше не ходил открыто, но пошел в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там остался с учениками, пребывая в молитве и размышлениях перед Своим грядущим подвигом.

Наступал великий иудейский праздник – Пасха, и перед праздником в Иерусалим пришло множество людей.

Люди искали Иисуса и говорили между собой, стоя в храме:

«Как вы думаете, придет ли Иисус на Праздник?»

А первосвященники и фарисеи дали приказание, чтобы, если кто-нибудь узнает, где Он, то донес им, вот тогда-то они и смогут арестовать Иисуса Христа.

Но ни в Храме, ни в Иерусалиме Его не могли найти.

Христос в это время был у Своих друзей в Вифании, в доме Симона-прокаженного. Там приготовили праздничную вечерю, Марфа заботилась об угощении, а воскресший Лазарь был среди гостей. Многие приходили посмотреть на него и, увидев живого Лазаря, верили в Иисуса. Об этом доложили врагам Иисуса, и они решили убить Лазаря тоже.

И вдруг среди пира молча появилась сестра Лазаря и Марфы, Мария. В руках у нее был алавастровый сосуд с драгоценным благовонием из чистого нарда. Разбив сосуд, она возлила миро на голову и ноги Иисуса. Дом наполнился благоуханием. Женщина, распустив свои волосы и склонившись перед Иисусом, отирала Его ноги.

Гости стали шептаться и упрекать ее.

– Зачем такая трата? – говорили они. – Это очень дорогое благовоние, лучше бы эти деньги раздали нищим!

Возмущался также и один из учеников Христа, Иуда. Но он говорил это не потому, что заботился о нищих, а потому что был нечист на руку: он носил при себе ящик для пожертвований и брал оттуда деньги.

Но Иисус сказал всем:

– Оставьте ее в покое и не смущайте. Она доброе дело сделала для Меня. Ведь нищие всегда будут с вами, вы всегда сможете им подать. А я не всегда буду с вами. Она сделала, что могла: заранее помазала тело Мое для погребения. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать им Иисуса.

Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники (серебряные монеты). И он стал выискивать удобное время, чтобы предать Иисуса Христа Его врагам.

«Вифанским помазанием» называется евангельский эпизод, связанный с посещением Христа города Вифания, где для Него была устроена трапеза в доме Марфы, Марии и их брата Лазаря, которого Господь воскресил из мёртвых. В живописи эта сцена встречается в нескольких вариантах.

В одном из них в центре композиции находится уставленный различными блюдами стол, за которым в окружении Своих учеников сидит Спаситель, в то время как Мария изображается перед Ним на коленях помазывающей Его ноги драгоценным миром, то есть ароматным маслом. Марфа иногда также присутствует за одним столом с апостолами.

В другом варианте Христос сидит на фоне пейзажных горок, Мария — у Его ног с сосудом для масла, а перед Ним – апостолы во главе с Иудой, который держит в руках ящик для сбора пожертвований и с возмущением спрашивает Иисуса, для чего тратить таким образом миро, если его можно продать за большие деньги. Христос обычно держит в одной руке свёрнутый свиток, а другой рукой указывает на Марию, объясняя ученикам, что действия Марии — это символ Его погребения.

Сцена «Предательство Иуды» также существует в нескольких видах. В одном из них изображается один из ближайших учеников Спасителя — Иуда Искариот, получающий деньги от первосвященников, книжников и старейшин города Иерусалима, решивших убить Христа. За тридцать серебряников Иуда обещал указать на Иисуса в нужный момент, чтобы воины взяли Его под стражу. Распространенным атрибутом в данном случае является мешочек с деньгами, который ему передают фарисеи или он уже находится в руках или на поясе предателя.

Другой, наиболее распространенный вариант этой композиции, включает в себя Христа и Иуду, который целует Его в щеку, тем самым предавая Его в руки слуг первосвященников и фарисеев. Действие разворачивается на пейзажном фоне, так как, согласно Евангелию, предательство Иуды произошло в Гефсиманском саду. Помимо Иисуса и Иуды в сцене обычно присутствуют воины в доспехах и с оружием (нередко — с факелами) и сопровождающие Спасителя ученики. Зачастую в композицию включён дополнительный эпизод с изображением апостола Петра, отсекающего ухо одному из солдат, впоследствии исцелённого Христом. Петра можно узнать по курчавой бороде и коротким вьющимся волосам. Образы Иуды отличаются друг от друга и не имеют общих иконографических черт. В отдельных случаях он обозначен черным нимбом.