«Вифанским помазанием» называется евангельский эпизод, связанный с посещением Христа города Вифания, где для Него была устроена трапеза в доме Марфы, Марии и их брата Лазаря, которого Господь воскресил из мёртвых. В живописи эта сцена встречается в нескольких вариантах.
В одном из них в центре композиции находится уставленный различными блюдами стол, за которым в окружении Своих учеников сидит Спаситель, в то время как Мария изображается перед Ним на коленях помазывающей Его ноги драгоценным миром, то есть ароматным маслом. Марфа иногда также присутствует за одним столом с апостолами.
В другом варианте Христос сидит на фоне пейзажных горок, Мария — у Его ног с сосудом для масла, а перед Ним – апостолы во главе с Иудой, который держит в руках ящик для сбора пожертвований и с возмущением спрашивает Иисуса, для чего тратить таким образом миро, если его можно продать за большие деньги. Христос обычно держит в одной руке свёрнутый свиток, а другой рукой указывает на Марию, объясняя ученикам, что действия Марии — это символ Его погребения.
Сцена «Предательство Иуды» также существует в нескольких видах. В одном из них изображается один из ближайших учеников Спасителя — Иуда Искариот, получающий деньги от первосвященников, книжников и старейшин города Иерусалима, решивших убить Христа. За тридцать серебряников Иуда обещал указать на Иисуса в нужный момент, чтобы воины взяли Его под стражу. Распространенным атрибутом в данном случае является мешочек с деньгами, который ему передают фарисеи или он уже находится в руках или на поясе предателя.
Другой, наиболее распространенный вариант этой композиции, включает в себя Христа и Иуду, который целует Его в щеку, тем самым предавая Его в руки слуг первосвященников и фарисеев. Действие разворачивается на пейзажном фоне, так как, согласно Евангелию, предательство Иуды произошло в Гефсиманском саду. Помимо Иисуса и Иуды в сцене обычно присутствуют воины в доспехах и с оружием (нередко — с факелами) и сопровождающие Спасителя ученики. Зачастую в композицию включён дополнительный эпизод с изображением апостола Петра, отсекающего ухо одному из солдат, впоследствии исцелённого Христом. Петра можно узнать по курчавой бороде и коротким вьющимся волосам. Образы Иуды отличаются друг от друга и не имеют общих иконографических черт. В отдельных случаях он обозначен черным нимбом.