Добрый Пастырь — это один из самых ранних образов Христа в изобразительном искусстве, известный ещё с раннехристианских времён. Пастырем называют пастуха, пасущего стадо домашних животных, и в Евангелии — это отара овец. Этот иконографический тип связан с притчей, в которой рассказывается о том, что добрый пастух всегда пойдёт искать одну пропавшую овцу, оставив остальных девяносто девять, с которыми всё хорошо, а когда находит её, то взваливает себе на плечи и возвращает в стадо. В этой связи Христа часто изображают с овцой на плечах, так как именно Он является Добрым Пастырем, тогда как овцы — это верующие, а заблудшая овца — это грешник, которого Бог не оставляет, даже если тот далеко отошёл от верных Господу людей. Нередко Иисус держит ягнёнка на руках и представлен в окружении овец. Частым атрибутом Христа становится пастуший посох.
Если в ранней живописи Доброго Пастыря изображали молодым безбородым юношей, то в более позднем русском искусстве, начиная с XVIII в., ему на смену пришёл наиболее известный и распространённый образ Христа-средовека, с бородой и чуть удлинёнными волосами.
Сюжет может разворачиваться в окружении пейзажа, а единичные образы Спасителя с овцой на плечах или на руках могут быть представлены на нейтральном фоне. Иногда за Его спиной размещён крест.