Играет
...

Добрый Пастырь

Иисус Христос сравнивал Свое служение со служением пастыря овец – то есть пастуха. В Палестине в те времена эта профессия была очень распространена, и все знали, как хороший пастух относится к овцам. Но здесь был еще и другой смысл: ведь пастырем был и царь Давид, и сам Бог называл Себя пастырем Израиля.

Иисус Христос говорил так:

– Истинно, истинно говорю вам: кто не через дверь входит во двор овчий, а влезает иным путем – тот вор и разбойник, а кто входит через дверь – тот пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы голос его слышат, и своих овец он зовет по имени и выводит их. И он впереди их идет, и овцы за ним следуют, потому что знают голос его. А за чужим не последуют, но побегут от него, потому что не знают голоса чужих.

Эту притчу рассказал Иисус людям, но они не понимали.

– Истинно, истинно говорю вам: Я – дверь овцам. Все, кто ни приходили до Меня, воры и разбойники, но не послушали их овцы. Я – дверь: чрез Меня если кто войдет, спасен будет и войдет, и выйдет, и пастбище найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел, чтобы жизнь имели, и в избытке имели. Я – пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец.

Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца. Я душу Мою полагаю за овец. Потому любит Меня Отец, что Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее. Эту заповедь Я получил от Отца Моего.

Тогда ему сказали:

– Почему Ты говоришь так непонятно? Если Ты Христос, скажи нам открыто.

– Я сказал вам, и вы не верите. Овцы Мои голос Мой слышат, и Я знаю их, и они следуют за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут они вовек, и не похитит их никто из руки Моей. Я и Отец – одно.

Снова взяли камни слушатели, чтобы побить Его.

Ответил им Иисус:

– Много добрых дел показал Я вам от Отца. За какое из этих дел побиваете вы Меня камнями?

– За то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом.

Ответил им Иисус:

– Тому, Кого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «Ты богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я – Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне.

Тогда искали снова схватить Его, но Он уклонился от руки их.

Добрый Пастырь — это один из самых ранних образов Христа в изобразительном искусстве, известный ещё с раннехристианских времён. Пастырем называют пастуха, пасущего стадо домашних животных, и в Евангелии — это отара овец. Этот иконографический тип связан с притчей, в которой рассказывается о том, что добрый пастух всегда пойдёт искать одну пропавшую овцу, оставив остальных девяносто девять, с которыми всё хорошо, а когда находит её, то взваливает себе на плечи и возвращает в стадо. В этой связи Христа часто изображают с овцой на плечах, так как именно Он является Добрым Пастырем, тогда как овцы — это верующие, а заблудшая овца — это грешник, которого Бог не оставляет, даже если тот далеко отошёл от верных Господу людей. Нередко Иисус держит ягнёнка на руках и представлен в окружении овец. Частым атрибутом Христа становится пастуший посох.

Если в ранней живописи Доброго Пастыря изображали молодым безбородым юношей, то в более позднем русском искусстве, начиная с XVIII в., ему на смену пришёл наиболее известный и распространённый образ Христа-средовека, с бородой и чуть удлинёнными волосами.

Сюжет может разворачиваться в окружении пейзажа, а единичные образы Спасителя с овцой на плечах или на руках могут быть представлены на нейтральном фоне. Иногда за Его спиной размещён крест.