Играет
...

Сотворение человека

Весь мир был сотворен Богом, но еще не было в нем человека. Не было того, кто мог бы воспеть Богу песнь радости оттого, что видит прекрасный Божий мир.

И Бог сказал, словно совещаясь Сам с собой:

«Сотворим человека!»

Мы называем это таинственное совещание, происходящее как бы внутри Бога, Советом Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

В мире должен появиться человек – единственное существо со свободной волей, собеседник и друг Божий. Этот Предвечный Совет запечатлен символически на иконе Андрея Рублева «Троица». Средний ангел на ней имеет черты Сына Божия, Христа, который потом спустится в наш мир, чтобы спасти его и восстановить в божественной красоте.

Творение человека – это великая тайна. Она передается в Библии так:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

Бог не создал человека, как всё остальное в мире, только Своим Словом: Он творит человека Своими руками и дышит в его лицо, чтобы тот стал живым существом. Человек носит в себе дыхание Божие, хотя взят от земли (на древнееврейском языке человек – «адам», а земля – «адама»). Это «дыхание» обычно называют душой или духом.

Человек стал посланником Бога в сотворенный им мир. Его призванием было – творить дела Божии в мире. Бог поселил его в райском саду, который в Библии назван Эдемом, среди четырех рек, чтобы человек возделывал и хранил этот сад.

Но у человека не было помощника.

Тогда Бог сказал:

«Нехорошо человеку быть одному! Сотворим ему помощника ему под стать!»

И Бог привел к человеку – Адаму – всех животных. Человек дал каждому из животных имя, но среди животных не нашлось помощника, равного человеку.

Тогда Бог навел на Адама удивительный и таинственный сон. Во время этого сна Бог сотворил ему помощника не из земли, как животных, а буквально из самого человека, чтобы это было не животное, а другой, равный ему человек.

Как это произошло, человек не ведал. Он воспринял происшедшее так, что Бог взял самую глубокую его часть, у самого сердца (она названа по-древнееврейски «цэла», и это слово сложно перевести однозначно – это и «ребро», и «сторона», и «грань»), и из этой части человека Бог своими руками сотворил другого человека, женщину. После этого Бог закрыл место, откуда было взято ребро, плотью, и человек проснулся. Бог привел сотворенную им женщину к Адаму.

Человек сразу узнал, кто перед ним, и запел от радости:

«Вот, это кость от костей моих

и плоть от плоти моей!

Она будет называться женою,

ибо взята от мужа».

Так создал Бог людей, мужчину и женщину, по образу Cвоему и по подобию Cвоему и поставил их над всем Своим творением, чтобы они возделывали райский сад. Это была первая в мире семья.

В Библии после истории сотворения людей сразу же написано про это таинство – таинство брака: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два – одна плоть».

«Тайна эта велика», – писал через многие тысячелетия апостол Павел (Еф.5:32). Она велика, потому что брак между людьми является образом Христа и Его Церкви.

Все люди – потомки этой первозданной четы людей и, следовательно, братья и сестры.

До сотворения человека не было дождя, земля орошалась словно росой или туманом. Но когда человек был сотворен и стал возделывать землю, то на землю пролился дождь, подобно тому, как проливалась любовь и ласка Божия на людей, и через них – на весь сотворенный мир.

С сотворением человека закончилось творение мира. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои и почил, то есть отдохнул, в день седьмой от всех дел Своих.

Адам и его жена были нагими, но не замечали этого и не стыдились.

Теперь люди – мужчина и женщина – созерцали прекрасный Божий мир, находились в присутствии Божием, возделывали райский сад и воспевали Богу песнь.

Церковная поэзия называется «гимнографией», то есть «написанием гимнов». Многие святые поэты древности сложили удивительные песнопения, которые поются в церкви на разных языках по всему миру. Особое место среди песнопений занимают псалмы, написанные царем и псалмопевцем Давидом и другими авторами.