Играет
...

Сотворение мира

В начале сотворил Бог небо и землю
(Быт. 1:1-31)

Так начинается Библия. Ты читаешь ее по-русски, но написана она на древнееврейском языке тысячелетия назад. Каждое слово здесь – тайна, которая открывается читающему все шире и глубже по мере чтения.

В начале… Это начало не может увидеть никто. Оно неподвластно познанию с помощью науки. Только то, что произошло потом и продолжается ныне, мы можем видеть и изучать.

сотворил Бог… Слово «сотворил» – «бара» по-древнееврейски – это первый глагол и первое сказуемое Библии. Оно употребляется для обозначения дел Бога – дел, подобных каким не было и нет. Первое же подлежащее Библии – это слово «Бог». Рядом с Ним нет никого. Бог, как Поэт и Художник, творит мир. Но если обычному человеку, поэту или художнику, всегда нужен материал, из которого он творит, то Богу не требуется никакого материала – он творит «из ничего».

небо и землю… Так в древности называли весь мир. Древние люди часто описывали то, что видят, используя пары слов: «плоть и кровь» – это означает: «человек», «добро и зло» – всё, существующее на свете. Это характерно для языка Библии.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

Земля же была безвидна и пуста Бог действует один, но в этих словах мы ощущаем словно человеческий взгляд со стороны.

Сначала мир неустроен, незавершен (древнееврейский язык передает это словами «тогу вабоху»). Действительно, Бог творит весь огромный мир, свою Поэму, или прекрасную картину, для человека. Люди, одаренные духовно, могут в пророческом вдохновении увидеть творение мира, его цель и смысл. Первым это увидел пророк и друг Божий Моисей и написал об этом вдохновенный гимн. Библия открывается этим грандиозным гимном, в который вплетаются голоса всего мира.

В пророческом вдохновении древние мудрецы видели таинственную Премудрость Божию, которая ликует пред лицом Божиим, собирая в хоровод всех людей и все возникающее творение:

Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони;
от века я помазана,
от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны,
когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы,
прежде холмов,
когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей,
ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда утверждал вверху облака,
когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав,
чтобы воды не переступали пределов его,
когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею,
и была радостью всякий день,
веселясь пред лицом Его во все время,
веселясь на земном кругу Его,
и радость моя была с сынами человеческими.
(Притч.8:22-31)

И тьма над бездною… Бездна – по древнееврейский «техом» – безлика и не имеет формы. Это древний хаос, из которого в результате творчества Бога появляется прекрасный мир. Именно эта хаотическая бездна вновь заявит о себе, когда Бог позволит случиться всемирному Потопу (история о Потопе ждет тебя дальше в этой книге).

И дух Божий носился над водою… Дух Божий (Здесь Моисей использовал древнееврейское слово «руах», которое обозначает «дух», «дыхание»), словно птица, реет над своим гнездом, обнимая крыльями и согревая своим теплом воды первого океана.

Может быть, ты вспомнишь птицу Рух из восточных сказок? Библия – не сказка, но ее образы повлияли на народы всего мира и их культуру.

Весть о начале спасении людей от потопа принесет Ною птица, голубь. (Быт.8: 8-12)

Когда через тысячелетия Иисус Христос, готовясь спасти мир и принимая Крещение, войдет в воды реки Иордан, то над Ним тоже будет реять Дух Божий, который евангелист Марк опишет как птицу, голубя. (Мк.1:10) Он будет знаменовать пришествие в мир Настоящего Человека, Сына Божия.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Бог творит мир словом. Это еще одна тайна Божия.

«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его», – говорит от лица Бога пророк Исайя. (Ис.55:10-11)

Эта тайна откроется только в Новом Завете. Евангелист Иоанн Богослов начнет свою книгу о Сыне Божием, Евангелие, такими словами:

В начале
было
Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Ин.1:1-5)

Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и есть истинный Свет для каждого человека. Он Сам сказал о Себе: «Я – свет миру». (Ин.8:12)

Этот отрывок читается в самый великий праздник христиан – в день Воскресения Христова, в Светлый праздник Пасхи Христовой. Слова Евангелия читаются на всех языках мира, потому что Сын Божий пришел для спасения всех людей на земле.

Он пришел на землю и стал человеком.

Евангелист Иоанн пишет:

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин.1: 14)

«Слово обитало» – буквально означает: «поставило шатер».

Это перекликается с древними библейскими словами о Премудрости, которая ставит свой шатер, или скинию, посреди людей, верующих в истинного Бога.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Слова: «И увидел Бог, что это хорошо» появляются в гимне творения пять раз, последний из которых – самый торжественный. Главное – не дела, которые происходят, а Сам Бог, стоящий посреди творимого мира и радующийся Своему творению.

Слово «день» (по-древнееврейски: «йом») не означает только сутки, а часто указывает на неопределенный отрезок времени. Порядок времени при творении идет от вечера к утру. Так было принято и у древних евреев, и во времена Иисуса Христа, такой же порядок сохранен в богослужении Православной Церкви. Поэтому воскресное богослужение начинается вечером в субботу и продолжается утром в воскресный день, завершаясь главным богослужением – Литургией.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

Таинственное разделение вод и появление неба напоминают нам какой-то строительный процесс. Действительно, Бог создает мир как свой великий Храм, где Он будет говорить с человеком лицом к лицу.

Твердь – слово, непонятное нам. Древний человек представлял, что на небе имеется некий твердый купол, который время от времени раскрывается, и тогда небесные воды, которые «над твердью», через это отверстие изливаются на землю.

Бог, показывавший творение мира-храма в видении древнему праведнику Иову Многострадальному, говорит ему так:

Где был ты, когда Я полагал основания земли?
Скажи, если знаешь.
Кто положил меру ей, если знаешь?
или кто протягивал по ней вервь?
На чем утверждены основания ее,
или кто положил краеугольный камень ее,
при общем ликовании утренних звезд,
когда все сыны Божии восклицали от радости?
Кто затворил море воротами,
когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,
когда Я облака сделал одеждою его
и мглу пеленами его,
и утвердил ему Мое определение,
и поставил запоры и ворота,
и сказал: «Доселе дойдешь и не перейдешь,
и здесь предел надменным волнам твоим"?
Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру
и указывал ли заре место ее,
чтобы она охватила края земли?
чтобы земля изменилась, как глина под печатью,
и стала, как разноцветная одежда?
(Иов.38:4-15)

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Мир начинает становится прекрасным и многообразным, и Бог радуется этому.

Творец приводит творение в бытие тем, что окликает всех по имени, и они отзываются на его зов.

Известный проповедник XX века, митрополит Антоний Сурожский, говорил: «Мы не можем говорить с деревом или с камнем, но Бог говорит с деревом и камнем, потому что Он сказал всему, что сотворено: явись из небытия в бытие, – и все создание услышало Его голос».

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

В древности язычники поклонялись светилам как богам. Пророк Моисей указывает, что они созданы Богом, чтобы служить людям, и даже избегает таких слов, как «Солнце» и «Луна», так как это были именования языческих божеств. Бог дал их также и для знамений, то есть для необычных знаков Его воли. Самым великим из этих знамений стало угасание света солнца и луны и вызванная этим тьма, окутавшая Иерусалим при распятии Христа:

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф.27:45; об этом же пишут другие евангелисты: Лк.23:44; Мк.15: 33).

Но тьма не может погасить Истинный Свет.

На Пасху, в день Воскресения Христова, во всем мире звучат слова евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Христа, который, еще совсем подросток, единственный из апостолов не оставил своего Учителя, распятого на кресте.

Иоанн пишет:

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Ин.1:4-5)

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

Все творение послушно слову Бога: Он сказал – «и стало так». В этом отрывке слово «бара» употребляется во второй раз, когда проводится граница между миром растений и миром животных и приходит в существование нечто совершенно новое. В третий раз слово «бара» будет употреблено при описании создания Богом человека.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Мир становится все многообразнее: он все разделяется и разделяется, для того чтобы в нем рукой Божией открылось место человеку.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Бог словно делает паузу, словно советуется Сам с Собой.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Из небытия по слову Бога вышел прекрасный и многообразный мир. В этом мире, созданном Богом в самом начале (то есть, как говорят «первозданном мире») нет борьбы, насилия и смерти. И венчает этот мир человек.