Играет
...

Распятие Иисуса Христа

Около полудня римские воины во главе с центурионом (сотником) привели Христа на Голгофу. Обычно приговоренному давали выпить особый напиток, чтобы притупить боль и спутать сознание: вино со смирной (Мк.15:23) и уксус, смешанный с желчью (Мф.27:34).

И вкусив, Господь не стал его пить, желая претерпеть все страдания в полном сознании.

Тогда воины распяли Иисуса Христа.

А Иисус говорил:

– Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!

По приказу Пилата к кресту была прибита табличка с надписью. Такие таблички вешали над головами преступников, чтобы прохожие могли прочесть, какое преступление совершили казненные. На табличке над головой Иисуса Христа было написано: «Иисус Назорей Царь иудейский». Надпись эта была на трех языках: на еврейском, на греческом и на латыни, чтобы каждый мог ее понять.

Такая надпись не нравилась врагам Иисуса – они увидели здесь насмешку над собой и угрожающее предзнаменование. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и просили:

– Не пиши: «Царь иудейский», но напиши, что Он говорил: «Я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил:

– Что я написал, то написал.

Воины разорвали по швам плащ Иисуса и разделили между собой. Хитон же Его не имел швов, а весь был соткан сверху донизу.

– Не будем ее рвать, — сказали они друг другу. — Лучше бросим жребий, кому достанется.

Так поступили воины, и тем самым сбылось древнее пророчество царя Давида: «Разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Пс. 21:19).

Справа и слева от Христа распяли двух преступников, которых вели на казнь вместе с Ним. И сбылось предсказание древнего пророчества: «И к злодеям причтен».

Затем воины сели неподалеку на камнях, чтобы сторожить казненных, а римский центурион с отрядом стражи наблюдал за порядком в собравшейся толпе праздных зевак. Первосвященники с книжниками и старейшины с фарисеями ликовали оттого, что всё случилось так, как они замышляли. Они, глумясь, громко выкрикивали издевательские слова и оскорбляли Распятого:

– Других спасал, теперь пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, Помазанник Божий, Избранник!

– Если это — Царь Израиля, то пусть сойдет сейчас с креста, чтобы мы видели, и мы уверуем в Него!

– Он уповал на Бога, пусть Бог теперь избавит Его, если Он Ему угоден! Он же сказал, что Он — Божий Сын.

А кто проходил мимо, хулил Его, качая головой и приговаривая:

– Ты, что можешь разрушить Храм и в три дня восстановить его! Спаси Самого Себя, если Ты — Сын Божий, и сойди с креста!

Глумились над Ним и воины-язычники, предлагая Ему уксус и говоря:

– Если Ты — Царь Иудейский, спаси-ка Себя Самого!

И один из разбойников, висевших на крестах, тоже присоединился к издевательствам, звучавшим отовсюду:

– Разве Ты не Мессия-Христос? Так спаси Себя и нас!

Но другой разбойник с укором молвил ему в ответ:

– Бога ты не боишься! Ведь ты сам мучаешься так же. Но мы осуждены по заслугам и получили по делам нашим. А Он ничего худого не сделал.

И он вымолвил, обращаясь к Распятому Христу:

– Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствии Твоем! (то есть: Вспомни обо мне, когда Ты придешь как Царь!)

И сказал ему Иисус:

– Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю.

От страшного полуденного зноя толпа зевак утомилась и стала расходиться. Тогда к кресту смогли подойти близкие Иисуса: Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей невыразимые крестные мучения Своего Сына…

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна, здесь стоящего, которого особенно любил, обратился к Матери Своей:

– Жено, вот сын Твой.

Потом сказал Иоанну:

– Вот Матерь твоя.

С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее земной жизни.

Но вдруг стало смеркаться. Это было очень странно, потому что солнце стояло еще высоко в небе. Тьма наступила немногим после полудня и до третьего часа дня. Стало темно, как ночью.

Однако и воины, и начальники иудейские оставались у креста.

Около девятого часа возопил Иисус громким голосом:

– Илѝ, Илѝ! лáма савахфанѝ?

То есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

Это были первые слова из 21-го псалма, в котором царь и пророк Давид в древности предрек о страданиях на кресте Мессии-Христа.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили:

– Вот, Илию зовет Он.

А другие говорили, продолжая издевательства:

– Посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес:

– Жажду.

Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Иисуса Христа.

Вкусив уксуса, Он сказал:

– Совершилось!

Исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода от греха и смерти.

После этого Иисус Христос громким голосом произнес:

– Отче, в руки Твои предаю дух Мой.

И преклонив главу, Иисус Христос предал дух – умер.

Сошедшийся на казнь народ стал быстро покидать Голгофу. Многие, осознав, какое зло произошло на их глазах, в раскаянии били себя в грудь.

В это время в Иерусалимском храме завеса разодралась надвое; и сотряслась земля, и расселись скалы, и отверзлись гробницы, и восстали многие тела усопших святых, и вышли по восстании Его из гробниц, и вошли в Святой Город, и многим являлись.

Воины, увидев землетрясение и всё, что происходило, устрашились.

Римский центурион воскликнул:

– Этот человек был воистину Сын Божий!

Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли, и можно было их снять с крестов. Пилат позволил.

Пришедшие воины перебили голени разбойникам, но когда они подошли к Иисусу Христу, то убедились, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней.

Один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, ударом копья пронзил между ребрами правый бок Иисуса, и из раны потекла кровь и вода. Смерть Христа была несомненна. Об этом засвидетельствовал Его любимый ученик, Иоанн, будущий евангелист, единственный из апостолов, который был на Голгофе.

Так исполнилось еще одно пророчество: «Будут смотреть на Того, Кого пронзили» (Зах.12:10). Евангелист Иоанн, повествующий об этом, возвещает здесь будущее обращение язычников ко Христу.