Играет
...

Иов

В литературе древних народов (вавилонян и египтян, и других) есть рассказ о страдающем праведнике. Эти истории имеют различный конец, и в них описывается разное отношение богов и людей к праведнику. Есть подобная история и в Библии.

В седой древности жил в земле Уц, которая расположена к востоку от Палестины, праведный человек по имени Иов. Он был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. Иов был главой большой семьи, у него было много уже взрослых сыновей и дочерей. Он был чрезвычайно богат – его стада были огромны. Всем вокруг была известна непорочность и праведность Иова.

Бог благословлял Иова, потому что такого праведника, как он, не было на земле.

Но сатана позавидовал Иову и стал клеветать на него Богу. Он говорил, что Иов корыстен в своем благочестии, и если отнять у него все блага, он будет не благословлять, а хулить Бога. Тогда Господь позволил сатане испытать Иова. Потеряв любимых детей и все имущество, Иов разорвал на себе одежду, посыпал голову пеплом, бросился на землю и мужественно произнес:

– Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

Но и этого не довольно было сатане. Когда Господь, обращаясь к сатане, похвалил стойкость Иова, обвиняя сатану в желании оклеветать праведника, враг рода человеческого наслал на Иова страшную болезнь – проказу. Жена Иова, видя мучения мужа, сказала ему:

– Похули Бога и умри!

Но праведный Иов отверг ее безумный совет:

– Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?

Трое друзей Иова, Елифаз, Вилдад и Софар, узнав о постигших его бедствиях, пришли, чтобы поддержать его, но, будучи не в силах сказать что-либо своему другу в утешение, семь дней провели в молчании рядом с многострадальным Иовом.

Иов плакал и изливал перед Творцом свою скорбь. Он недоумевал, почему Бог поражает его. Друзья Иова говорили о правосудии Бога и обвиняли Иова в скрытых грехах. Они утверждали: раз человек страдает, значит, он согрешил. Кроме того, страдание – благо для человека, поскольку оно посылается, чтобы смирить его и очистить от греха. Иов с возмущением обличил друзей во лжи – ведь в жизни нечестивцы часто благоденствуют! Иов говорит о своей жажде встречи с Богом, он знает, что скажет Господу в свое оправдание, но не может понять смысл страдания вдов, сирот, бедняков. Иов восхваляет возвышенно и поэтически Бога Творца. Слова Иова подобны исповеди:

– Жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!

Иов молит Бога выслушать его и ответить ему.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о грядущем Спасителе, то есть Иисусе Христе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его» (Иов.19:25-27).

Наконец, Господь «отвечал Иову из бури», показывая ему таинственное устройство мира. Иов потрясен и отвечает:

– Я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.

Бог оправдывает страдальца, называя его Своим рабом, и обличает друзей Иова в том, что они говорили о Нем не так верно, как Иов. Господь велит им просить Иова помолиться о них. Бог возвращает Иову богатство вдвое больше прежнего, у праведника вновь рождаются семь сыновей и три дочери. Иов умирает «насыщенный днями» в преклонном возрасте, прожив 140 лет и увидев своих правнуков.