Пророки обличали своих современников в отступлении от Бога и предрекали приход грядущего Спасителя, Мессии-Христа.
Так, пророк Михей в VIII веке до Рождества Христова предрек, что Христос родится в Вифлееме.
Пророки обличали своих современников в отступлении от Бога и предрекали приход грядущего Спасителя, Мессии-Христа.
Так, пророк Михей в VIII веке до Рождества Христова предрек, что Христос родится в Вифлееме.
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Мих.5:2)
Вход Христа в Иерусалим на ослике (Лк.19:30-35) предсказал пророк Захария в VI веке до Рождества Христова:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». (Зах.9:9)
Предательство Иуды (Мф.27:3-7) описал пророк Захария:
«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника». (Зах.11:12-13)
Он же описал пронзение копьем ребер Христа:
«…Воззрят на Него, Которого пронзили…» (Зах.12:10)
Пророк Амос в IX веке до Рождества Христова описал великое затмение солнца в день Распятия Христа:
«И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня». (Ам.8:9)
У пророка Осии есть слова о воскресении на третий день:
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его». (Ос.6:1-2)
Его пророчество о воскресении цитирует впоследствии апостол Павел:
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (Ос.13,14; 1Кор.15:55)
Пророк Аггей говорил, что Христос придет для всех народов, и явится во Втором Иерусалимском храме, построенном после возвращения из Вавилонского плена:
«Еще раз, и это будет скоро, – Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, – и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей (Храм) славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего». (Агг.2:6-7)
Последний из пророков, Малахия, словно замирает в ожидании прихода Мессии-Христа и предрекает, что перед ним придет Предтеча (Иоанн):
«Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». (Мал.3:1)
Пророк Аввакум напряженно переживал несправедливость, царящую в мире. Он обращался с молитвой к Богу и в ожидании ответа словно стоял на страже, как воин на крепостных воротах. Но Бог не отвечает ему прямо. Он говорит:
«Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали». (Авв.1:5)
Ожидание Аввакума исполнилось только при Воскресении Христа из мертвых. Именно так Бог победил зло и смерть. Песнь пророка Аввакума легла в основу четвертой песни канона. Особенно ярко смысл книги пророка Аввакума и исполнение его ожидания описаны в Пасхальном каноне:
«На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».
По-русски: