Играет
...

Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя

Освободившись от владычества греческих царей, иудеи недолго были свободными. Вскоре (в 64 году до Р. X.) они оказались под властью Рима, который объединил множество народов и культур всего известного тогда мира – «ойкумены», или населенной земли.

Римляне толерантно относились к покоренным народам, позволяя им сохранять язык и религиозные обычаи. Так, они даже оставили, в виде особого исключения, иудеям собственную монету, которая имела хождение только в Иерусалимском храме. Иудеям оставлен был также синедрион, т. е. совет из первосвященников и старейшин народа, но и власть синедриона была во многом ограничена. Например, синедрион никого не мог предать смертной казни без разрешения римского правителя, которому и принадлежала высшая власть в Иудее.

Сначала римляне поставили над Палестиной (так теперь называлась их новая провинция) правителем Антипатра-идумеянина, то есть потомка Исава. После него был назначен правителем его сын Ирод, прозванный Великим. Ирод, человек подозрительный, жестокий и хитрый, так же, как и его отец, умело добивался доверия римских властей и был объявлен царем иудейским. Чтобы завоевать расположение иудеев, царь Ирод обновил Иерусалимский храм. Но он не был самостоятельным правителем, он был подчиненным римскому императору местным князьком – этнархом. Римская власть и суд присутствовал на территории Палестины в лице римского наместника и армии в его распоряжении.

Далеко не все евреи жили в Иудее. Большинство иудейского народа жило в рассеянии (или диаспоре) по всей ойкумене и почти забыло родной язык. Наиболее значимыми городами были Александрия, Рим, Вавилон, Тарс. Последний был родиной Савла, будущего апостола Павла.

Римляне, греки и другие язычники искали спасения и исцеления души в культах разных богов, которые уже не были такими жестокими и грубыми, как в древности, и давали надежду. Спасителями (по-гречески «спаситель» звучит как «сотер») называли разных божеств: Асклепия, Исиду, Сераписа и др. Императора Рима называли «сыном божиим» и «спасителем», так как от его воли и правления зависел мир и безопасность народов, входящих в огромную Римскую империю.

Иудеи, рассеянные по всей земле после плена вавилонского и других последующих пленений, всюду несли с собою весть о скором пришествии Мессии, Спасителя мира.

В самой же Палестине, среди евреев, ожидание Спасителя было особенно напряженным. Все чувствовали, что пришло время исполнения пророчеств и спасения Израилева.