Играет
...

Пророк Иеремия

Пророк Иеремия был призван к пророческому служению совсем молодым. Он описывает, как Бог обратился к нему:

«И было ко мне слово Господне:

– Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя,

и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя:

пророком для народов поставил тебя.

Иеремия в страхе ответил:

– О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод». (Иер.1:4-6)

Но Господь сказал ему, что дело не в возрасте Иеремии, а в том, что он должен идти и возвещать Божию волю.

– Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, – сказал Бог юному пророку (Иер. 1:8).

Иеремия обличал народ и царей в черствости и глухоте к словам Бога. Его устами словно Сам Бог жаловался и плакал о Своем народе. Он вспоминает начало Завета с Моисеем и скитания народа Божия по пустыне и говорит о «дочери Иерусалима», то есть об израильском народе:

«Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную». (Иер.2:2)

Дочь Иерусалима оставила Истинного Бога и стала поклоняться чужим богам. Иеремия говорит слова укора от имени Бога:

«Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает». (Иер.2:11-12)

Иеремия восклицает, говоря слова Божии к грешному народу Израильскому:

«Возвратись ко Мне! – говорит Господь». (Иер.3:1)

Но никто не слушал пророка Иеремию, и он в великом горе предвидел страшное опустошение, которое случится в Иерусалиме и в земле Израильской:

«Когда утешусь я в горести моей!

сердце мое изныло во мне.

Вот, слышу вопль дочери народа Моего

из дальней страны:

разве нет Господа на Сионе?

разве нет Царя его на нем? —

Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами,

чужеземными, ничтожными?

О, кто даст голове моей воду

и глазам моим – источник слез!

я плакал бы день и ночь…»

(Иер.8:18-19; 9:1)

Но Иеремию считали глупцом и лжепророком. Люди говорил ему, что в Иерусалиме стоит Храм Господень, и поэтому Бог обязан защищать народ.

Иеремия пытался объяснить, что сам по себе, без внутреннего изменения людей, Храм как здание их не защитит. Наоборот, такое поведение прогневляет Бога, который говорит этим людям:

«Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в Храме Иерусалимском, и говорите: „Мы спасены“, а потом снова делаете все эти мерзости». (Иер.7,9-10)

«Ваш Храм превратился в пещеру разбойников! – в горести и отчаянии воскликнул Иеремия. – Бог отвергнет и Храм, и Иерусалим!» (Иер.7,9-10)

И люди, наконец, услышали слова пророка.

Услышали и страшно разозлились.

– Ты богохульник! Ты говоришь кощунственные слова о святом Храме! Мы убьем тебя! – закричали они. До этого они убили другого пророка, который также обличал их и говорил похожие вещи.

Судьба Иеремии висела на волоске. Но он не испугался и сказал мужественно и спокойно:

– Господь, а не кто-то другой послал меня пророчествовать! Исправьте пути ваши и послушайтесь гласа Господа Бога, и Он отменит бедствие, которое изрек на вас. А я в ваших руках, делайте со мною то, что вы считаете правильным.

Люди устыдились и отпустили его.

Умер благочестивый царь Иосия, и пророк Иеремия оплакивал его вместе с народом. Наступили еще более тяжелые времена, неблагочестивые и злые цари сменяли один другого.

Но Иеремия продолжал пророчествовать. Его ненавидели все больше и больше.

– К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Слово Господне у них в посмеянии, оно неприятно им! – восклицал несчастный Иеремия.

Над ним смеялись и священники, и мудрецы, и мнимые пророки. Его считали врагом народа, сажали в тюрьму, забив ноги в колоду, запрещали приходить в Храм…

Но пророк продолжал свою проповедь, говоря о том, что народ забыл о Завете (Союзе) с Богом, который был заключен через Моисея на Синае. Народ перестал соблюдать заповеди, нарушил Завет.

– Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его. (Иер.23:9)

И пророчества стали сбываться. Сначала вавилонский царь Навуходоносор подчинил себе иудейского царя, но не разрушил Иерусалим и не опустошил страну.

Пророк Иеремия убеждал иудеев подчиниться Вавилону. Он указывал, что вавилоняне посланы на иудеев Богом в наказание за грехи и за отступничество от веры. Он говорил им, что единственный путь сейчас – покаяние, исправление и молитва к Богу. Но ни царь, ни народ не прислушались к пророку и подняли восстание, и тогда вавилонский царь Навуходоносор взял штурмом Иерусалим.

Иеремия стал свидетелем исполнения своих печальных пророчеств. При нем был разрушен Иерусалим, разрушен и разграблен Храм, погиб ковчег Завета, а народ отведен в Вавилонский плен. Пророк сидел на развалинах и рыдал, в плачевных песнях оплакивая погибшее. Его песни были записаны его учеником, пророком Варухом.

Но неожиданно Иеремия стал говорить о другом. Он стал пророчествовать о том, что плен не навсегда, что все вернется к счастливой обычной жизни и на улицах города снова будет слышны смех и веселье. Дети не понесут вины отцов.

Все это произойдет, потому что Бог заключит с Израилем
НОВЫЙ ЗАВЕТ.

Это будет совсем другой Завет (Союз), такой, которого раньше никогда не бывало между Богом и людьми. На Синае Бог говорил с вершины горы, и народ мог получить откровение Божественной воли только через посредника – Моисея, который записал полученные слова на скрижалях.

Но теперь Господь не будет давать текст Закона, не будет писать ничего на каменных скрижалях. Он поступит по-иному.

«Вот какой Завет Я заключу с народом, – говорит Господь. – Я вложу в них закон Мой и на их сердцах напишу его, – и Я буду их Богом, и они будут Моим народом. И все люди будут знать Меня, от малого до большого, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». (Иер.31:33-34)

Это единственное место в Священном Писании Ветхого Завета, где употребляется выражение «Новый Завет».

Иисус Христос произнес эти слова на Тайной Вечери, вознеся слова благодарения Богу и подавая ученикам чашу.

И когда настал час, Он возлег, и апостолы с Ним. Он сказал им: великим желанием возжелал Я вкусить эту пасху вместе с вами прежде Моего страдания: ибо, говорю вам, не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царстве Божием. И взяв чашу, возблагодарив, сказал: возьмите ее и разделите между собою. И взяв хлеб, возблагодарив, преломил и дал им, говоря: это есть тело Мое, за вас отдаваемое.

Эта чаша есть новый завет в крови Моей, за вас изливаемой. (Лк.22:14-20)

Иеремия сам не понимал, как Бог может так изменить людей – он слишком хорошо знал по своему печальному опыту, как злы люди! Для него оставалось тайной, как Бог может изменить сердце человека.

Ответ на это был дан Иисусом Христом в Евангелии.

«Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». (Мф.19:26)

Только в Богочеловеке Иисусе Христе смогли исполниться все пророчества Ветхого Завета и все обетования Божии.

Иеремия говорил на это:

– А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «Положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось». «О, Господи! Ты знаешь всё; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание!»